- Сюита
-
СЮИ́ТА (от франц. suite — ряд, последовательность) — инструмент. или — реже — вокально-инструмент. жанр в форме нерегламентированного многочастного цикла. Целостная худож. композиция С. образуется на основе чередования танцевальных или нетанцевальных частей, функционально самостоятельных в цикле, контрастирующих по характеру музыки, темпу, метроритму, но объединенных общей тональностью и нередким родством начальных мотивов. От сонатно-симфонич. цикла С. отличается большей структурной свободой в количестве и порядке частей, непосредств. связью с жанрово-танцевальными прообразами, отсутствием качеств. роста и преобразования. Истоки С. — в др.-вост. традиции сопоставления медленного танца с быстрым прыжковым. История С. в Зап. Европе начинается с появления во 2-й пол. 15 в. торжеств. двухдольной паваны в чередовании с подвижной трехдольной гальярдой и подобных им пар танцев, часто исполнявшихся на лютне. Первонач. в 16 в. во Франции С. называлось сопоставление медленных и быстрых бранлей. В 18 в. типичная С. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель) открывалась прелюдией, токкатой или увертюрой, за к-рой следовали 4 основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига; перед финалом или в конце цикла часто вставлялись другие танцы (менуэт, гавот, бурре, паспье, мюзет) и части без определенной танцевальной основы (ария, рондо, каприччио, пассакалия, фуга). Иногда О, особ, в Германии и Италии, в 17—18 вв. называлась партитой. Танцы в С. эпохи барокко потеряли прикладное значение и преобразовались в музыку для слушания. Подобные С. зап.-европ. авторов звучали на концертах в России во 2-й пол. 18 в. Иск-во классицизма (И. Гайдн, В. А. Моцарт) вытеснило С. с роли ведущего инструмент. жанра, сохранив ее в разновидностях бытового назначения — серенаде и дивертисменте. Новый тип программной С. выдвинулся в 19 в. в соответствии с эстетикой романтизма ("Антар" и "Шехеразада" для симфонич. оркестра Н. А. Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" для фп. М. П. Мусоргского, "В Аржанто" для фп. Ц. А. Кюи, Маленькая С. для фп. А. П. Бородина, "Мила и Номи" для фп. В. И. Ребикова; позднее появились "Скифская С." ("Ала и Лоллий") и "1941 год" для симфонич. оркестра С. С. Прокофьева. Другой тип С., также инициированный романтич. эстетикой, основан на претворении нац. песенно-танцевальных традиций. Его становление в России обозначилось в нач. 19 в. (С. из русских песен для фп. И. В. Прача), далее представлено немногочисл. образцами (С. для виолы д’амур и фп. Н. Я. Афанасьева), но засверкала в кон. 19 и на протяжении 20 в., преимуществ. в симфонич. музыке: "Кавказские эскизы", "Иверия", "Тюркские фрагменты" М. М. Ипполитова-Иванова; "Туркменские картины", 2-я Китайская О, "Украина" С. Н. Василенко; "Узбекская С." и "Кабардинская С." А. В. Мосолова; две "Грузинских С." А. Н. Черепнина; "Польские напевы" М. С. Вайнберга. Порой С. сближалась с концертом (Концертная С. для скрипки с оркестром Кюи), в 20 в. — с симфонией (Симфония-С. № 23 Н. Я. Мясковского).
На протяжении 19—20 вв. распространились С. из оперы ("Снегурочка" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Добрыня Никитич" А. Т. Гречанинова, "Любовь к трем апельсинам" и "Семен Котко" Прокофьева и "Нос" Д. Д. Шостаковича, "Кола Брюньон" Д. Б. Кабалевского) и балета ("Спящая красавица" и "Щелкунчик" П. И. Чайковского, "Египетские ночи" А. С. Аренского, "Раймонда" А. К. Глазунова, "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, "Гаянэ" и "Спартак" А. Н. Хачатуряна). В 20 в. утвердилась С. из музыки к драматич. спектаклям ("Египетские ночи" Прокофьева, "Много шума из ничего", "Дон Кихот" Т. Н. Хренникова, "Маскарад" и "Лермонтов" Хачатуряна, "Гоголь" А. Г. Шнитке) и к/ф ("Поручик Киже" Прокофьева, "Златые горы", "Овод", "Гамлет" Д. Д. Шостаковича, "Время, вперед!" и "Воскресение" Г. В. Свиридова). Реже встречается С. из музыки другого композитора ("Моцартиана" Чайковского, "Шопениана" Глазунова), вокально-инструмент. О, близкая либо вокальному циклу ("Фавн и пастушка" И. Ф. Стравинского, С.-вокализ Н. К. Метнера, С. Шостаковича на стихи Микельанджело), либо кантате ("Песни наших дней" Прокофьева). Стремление возродить в нек-рых С. старинные танцы и забытые жанры, выраженное впервые в рус. музыке А. Г. Рубинштейном (С. для фортепиано, оп. 38), в дальнейшем отразилось в эстетике неоклассицизма (Оркестровая С. № 1 Чайковского, Концертная С. для скрипки с оркестром С. И. Танеева, "Мадригал" для голоса и фп. Н. Я. Мясковского, С. в старинном стиле для скрипки и фп. Шнитке). В музыке 19—20 вв. сохраняется и непрограммная музыка (для фп. в 4 руки М. А. Балакирева, С. для двух фп. С. В. Рахманинова, Шостаковича).
Лит.: Попова Т. В. Сюита. М., 1963.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.